25
Ноя

#3 Черная Пятница: аттракцион неслыханной жадности на ярмарке тщеславия

«Пятница был в числе дикарей, посещавших дальние берега острова,
и не раз уже ел людей в тех же местах, где потом хотели съесть его самого».
«Робинзон Крузо»

Из всех глупых обычаев, перенятых нашими маркетологами у американцев, наиболее идиотским является Черная Пятница. Проходит она на следующий день после Дня Благодарения (еще один американский обычай, который мы еще не переняли, но у наших маркетологов все еще впереди, до него просто еще не добрался бизнес птицеферм). Обычай устраивать скидки накануне сезона рождественских продаж, появился, если верить Википедии, еще в позапрошлом веке. Но черной пятницей ее назвали лишь в 1966 году. Изначально идея состояла в том, чтобы очистить старые запасы товаров, чтобы наполнить магазины новыми, более актуальными. Под это организовывались самые большие в году скидки, привлекающие армии покупателей (в этот день обычные люди берут выходной день, а сотрудники магазинов, наоборот, работают как проклятые). Большое количество покупателей, желающих потратить свои деньги приводит к тому, что целые разделы магазинов остаются с пустыми полками (чего, собственно, и добивается торговля).

«Но Пятница остался совершенно спокоен: подобные зрелища были ему не в диковинку».

В нашей стране то ли торговля слишком жадная, то ли объемы рынка такие мизерные, что подобные распродажи выглядят даже не смешно, а откровенно убого. Конечно, если единственный инструмент, которым магазины научились пользоваться, это «купи ноутбук и получи мышку бесплатно», то и результаты Черной Пятницы будут соответствующими.

Строго говоря, инструментов для обмана покупателей в Черную Пятницу всего три. И украинские магазины освоили их в совершенстве:

  • Поднять цену накануне, чтобы указать скидку побольше (идея не нова, китайские магазины так делают круглый год);
  • Написать огромными буквами «скидка 80%» и дать ее на какой-то копеечный товар
  • Дать скидку на незначительное количество товаров, остальные продавать по прежней цене, но нигде не указать этого

Поскольку никаких особенных скидок на самом деле у магазинов нет, они начинают кормить посетителей баснями о том, что их замечательные мегаскидки действуют не один день, а все выходные (то есть, включая пятницу, три дня).

Но перейдем к делу — чем же на самом деле решили впечатлить покупателей украинские интернет-магазины?

«Пятница оказался таким способным учеником, что лучшего нельзя было и желать».

Вот так выглядит Черная Пятница в Фокстроте глазами маркетологов. Заявлены скидки до 60%.

Черная Пятница: аттракцион неслыханной жадности на ярмарке тщеславия

Вот так это видим мы. Особенно умиляет скидка в 50 гривен на 600-гривневый телефон. Это 8% скидки.

Черная Пятница: аттракцион неслыханной жадности на ярмарке тщеславия-2

А так маркетологи представляют Черную Пятницу в Цитрусе. Речь идет не о проценте скидки, а о более понятном — сумме в деньгах.

Черная Пятница: аттракцион неслыханной жадности на ярмарке тщеславия-3

Но на практике это скидка на один-единственный товар (кстати, его еще нужно найти).

Черная Пятница: аттракцион неслыханной жадности на ярмарке тщеславия-4

Черная Пятница в Эльдорадо отличается тем, что честно заявлено про ограниченное количество товара. Зато сама пятница «началась» еще 14 ноября, то есть в прошлый понедельник.

Черная Пятница: аттракцион неслыханной жадности на ярмарке тщеславия-5

Соответственно, никаких удивительных и особенных предложений в магазине нет, все выглядит как и всегда.

Черная Пятница: аттракцион неслыханной жадности на ярмарке тщеславия-6

А Черную Пятницу в MOYO можно смело переименовывать в Черную Стыдобу. Потому что скидку в 50% не найти и днем с огнем.

Черная Пятница: аттракцион неслыханной жадности на ярмарке тщеславия-7

Вот тут мы видим, что скидка никакие не 50%, а просто 5%. Стыдоба да и только: такой уровень скидок можно предлагать не раз в год, а каждый божий день.

Черная Пятница: аттракцион неслыханной жадности на ярмарке тщеславия-8

Черная Пятница в Stylus превратилась в черно-белую, где обещаны скидки до 80%.

Черная Пятница: аттракцион неслыханной жадности на ярмарке тщеславия-9

Вспомним второе правило магазинов по сравнительно честному отъему денег у населения, я даже нашел товар с такой скидкой. Конечно же, это пленочка на экран! Самый дешевый товар, который можно найти в этом магазине! Справедливости ради, скидка на него даже не 80%, а все 85%! Осталось только выяснить сколько стоил этот же товар до Черной Пятницы.

Черная Пятница: аттракцион неслыханной жадности на ярмарке тщеславия-10

Черная Пятница в Алло обещает цены на продукцию Apple, которые мы еще не видели!

Черная Пятница: аттракцион неслыханной жадности на ярмарке тщеславия-11

Ну да — таких цен на восстановленные iPhone, мы, конечно же, ни разу не видели…

Черная Пятница: аттракцион неслыханной жадности на ярмарке тщеславия-12

А как же флагман онлайн-торговли — Rozetka? Черная Пятница в Розетке смело названа главной распродажей года.

Черная Пятница: аттракцион неслыханной жадности на ярмарке тщеславия-13

Да такой же, собственно, уровень скидок, как и у всех. Но сервер сразу же после старта акции лег, что само по себе говорит немало. Как говорится, в стране слепых зрячий — король.

Черная Пятница: аттракцион неслыханной жадности на ярмарке тщеславия-14

Вместо заключения приведу еще одну цитату из романа Даниэля, нашего, Дефо. Приятного вам препровождения в мире, где любую изначально хорошую идею превращают в фарс.

«С тех пор как Пятница был со мной, жизнь моя стала приятной и легкой».

Комментариев нет

Leave a Comment